МБДОУ "Детский"БУРАТИНО".

Методическая разработка.Из опыта работы

«Формирование графо- моторных навыков через игровые упражнения».

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Тем ярче творческая стихия детского разума.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

АКТУАЛЬНОСТЬ
В дошкольном учреждении развивать моторику рук можно через разные виды детской деятельности. В прошлом году упор по развитию моторики рук я осуществляла больше через продуктивный вид деятельности: техника аппликации (бумага, нить, пластилин, скорлупа, крупы, природный материал), рисовали манкой, песком, лепили пластилином, солёным  тестом, использовала технику оригами.

Наблюдая за своими воспитанниками, увидела, что у многих детей слабо развиты кисти рук,  они медлительны в выполнении движений, наблюдается скованность при работе с карандашом. Понимая, что детям с такими проблемами  в дальнейшем будет сложно в овладении  письмом, в этом году я поставила перед собой

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей через игры и упражнения направленные на развитие графо - моторных навыков.

Формирование элементарных графических навыков - это великолепный способ развития ребёнка. У детей воспитываются память и произвольное внимание, они умеют прекрасно ориентироваться на листе бумаги, и, конечно же, развивается кисть руки.

В соответствии с целью были определены основные задачи:

Изучить педагогическую литературу  по проблеме.        

Обогащать содержание предметно – пространственной среды группы для развития мелкой моторики. 

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза.

Развивать психические процессы(произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь, умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно выполнять поставленные задачи).

Совершенствовать опыт просветительской работы с родителями.

 

Систему своей работы по формированию графо-моторных навыков дошкольников разбила на три направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

2. Работа с детьми.

3. Сотрудничество с родителями.

Чтобы решить поставленные задачи, подобрала и изучила психолого-педагогическую литературу по теме, а также изучила и использовала электронные ресурсы. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе создан  центр «Ловкие пальчики». В центре имеются разные картотеки, пособия, игры. Например:  вкладыши различного типа, массажные мячики, орехи, мозаика, шнуровки, прищепки, пуговицы, бусины, нитки, пальчиковые бассейны с наполнителями (песок, манка, фасоль, горох), конструкторы с мелкими деталями, картотеки пальчиковых игр, лабиринтов, штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Использовала для создания пособий природный и бросовый материал: поролон, ткань, пуговицы, шнурки, пробки, картон и др. Их преимущества состоят в следующем: многофункциональность, экономическая выгода, общедоступность. В изготовлении некоторых пособий оказали помощь родители:

· массажная дорожка из пуговиц

·  игра «Музыканты»

·  пособие из пробок для пальчиковых шагов

· шнуровки для плетения

Работу с детьми разбила на части: обведение по контуру, раскрашивание, штриховка, графический диктант. Сначала учила детей обводить по контуру рисунки, не вылезая за края, соединять точки линиями и получать изображение, закрашивать разные фигуры без пробелов. Когда дети стали делать это уверенно перешли к штриховке. Навыком штриховки овладевали последовательно. Вначале детей знакомила со штриховкой только горизонтальными и вертикальными линиями, а потом, перешли к штриховке петлями, завитушками, другими элементами. Ставила условие: штриховать только в заданном направлении и, не выходя за контуры рисунка. В работе я использовала книжки-раскраски, трафареты  разной  тематики, используем   простой и цветные  карандаши. Вижу, что детям нравиться выполнять такие задания, так как предлагаю задания в игровой форме (н-р « Украсим домик Стрекозе из басни И. Крылова, обыгрывая басню, придумали свой конец), задания сочетаю со стихами, считалками, скороговорками. Использую игры «От дома к дому», «Всевозможные лабиринты», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты».  Для развития ритмичных круговых движений играем в игры «Намотаем нитки», «Волшебные превращения верёвочки», «Волшебные узоры» и др. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Ввожу работу в тетрадях в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве, а также развивается  зрительное восприятие. Важно, чтобы дети хорошо понимали значение выражений в центре, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне, справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка. Учимся ориентироваться с помощью дидактических игр  «Художники», «Моделирование сказочных историй», упражнения «Разложи фигуры», «Самый ловкий».Для развития зрительного восприятия использую упражнения на выделение фигуры из фона - это задания, где надо увидеть образ за маскирующей сеткой линий и заштриховать его, игры «Что перепутал художник», «Найди отличия» .

 Графические диктанты выполняем в двух вариантах:

1. Показываю образец графического рисунка, и ребёнок повторяет точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Даю словесную инструкцию  последовательности действий. Детям становится интересно, когда при выполнении задания, получается осмысленное и забавное изображение. (Черепаха, лошадка, белочка, верблюд, гриб, слон, ключик, зайчик, змейка).

Обязательно перед работой в тетради сначала делаем самомассаж кистей и пальцев с использованием мячей ёжиков (Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет. Взад- вперёд его качу, вправо-влево как хочу. Сверху- левой, снизу –правой , я его катаю, браво); использую массаж орехами (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)


Когда дети заканчивают работу, сами замечают, выполнили ли они работу правильно, ориентируясь на то, получилось ли у них осмысленное изображение. В этот момент у них очень сильна мотивация исправить ошибки и получить нужное изображение. Законченное действие позволит создать ситуацию успеха и сохранить у ребенка мотивацию к выполнению графических диктантов на будущее. Подбирая сложность заданий, ориентируюсь на: общее количество «шагов» — действий, которые ребенок может выполнить под диктовку; количество наклонных линий (учитывать одновременно две координаты детям трудно); длину линий, составляющих «шаги» (детям трудно отсчитывать большое количество клеток, и это повышает риск ошибки). Формирование у детей зрительного, слухового сосредоточения и координации происходит одновременно.

Занимаюсь с детьми по подгруппам, в соответствии с разработанным перспективным планом по формированию графомоторных навыков.

Обязательно учитываю индивидуальные возможности детей, дозировку  постепенностьи систематичность.

При выполнении упражнений, чтобы дети не уставали, важно вовремя сменить деятельность, поэтому организовываю краткий отдых детей, делаем зарядку для пальчиков, упражнения для глаз (Н-р: сначала простые комплексы гимнастики, затем можно выполнять такие упражнения как стрелы, молнии. Дети следят глазами за кончиком указки, с помощью которой рисую различные фигуры ломаные линии, геометрические фигуры, спирали, цифры и т.д.), по методу М.М.Безруких. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Такой короткий отдых важен и для корректировки позы детей.

Взаимодействие  с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.Продолжаю работу с родителями  в соответствии с составленным планом на этот год. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие графических навыков»,  на котором ознакомила с содержанием и  необходимостью развития мелкой моторики детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) Провела деловую игру для родителей: Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту. Памятки для родителей: «Домашняя игротека», « Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка», «Песочная терапия» и др.

Организованы консультации: Консультация – практикум « Игры с прищепками для развития мелкой моторики рук», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Развиваем руки, чтобы учиться писать» Семинар – практикум «Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук», консультация «Что такое искусство Оригами? Мастер – класс «Букет для мамы» (использование приемов оригами), Мастер класс для родителей «Игры  пальчиками по мотивам русских народных сказок». (ПРИЛОЖЕНИЕ№ 7)Планирую Семинар-практикум на тему: «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет»,  просмотр выполнения графического диктанта  « Путешествие в зоопарк».  Вечер вопросов и обсуждений «Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения».

Просветительская работа даёт возможность познакомить родителей с теоретическими вопросами по развитию графо-моторных навыков в соответствии с возрастным периодом, рассказать о нетрадиционных способах подготовки руки к письму.

Родители стали активнее, дружнее, прислушиваются к  моим советам.

Совместными усилиями пополняется развивающая предметно-пространственная среда группы. Они  обмениваются опытом друг с другом, принимают активное участие в творческих выставках: это совместные работы с детьми «Осенние фантазии»,  «Новогодний калейдоскоп»,  «Художественная мастерская по мотивам орнаментов народных мастеров»  и др. Таким образом, сотрудничество с семьёй влияет на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

Вывод: Изучение педагогической литературы, интернет – ресурсов, помогли мне организовать правильный подход в моей работе в формировании графомоторных навыков, и что очень радует меня, даёт плоды. По моим наблюдениям у детей  систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, улучшилось зрительное и слуховое внимание умеют работать по словесным инструкциям, умеют ориентироваться на листе  в клетку  им уже не так сложно воспроизвести рисунок, отсчитывая нужное количество клеток в заданном направлении. Можно сказать, что кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений при работе с карандашом, меняется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. В перспективе освоение компьютерных упражнений, которые будут направлены на совершенствование моторики и зрительной координации, на ориентировку в пространстве.

 

 Список литературы.

Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г. Пальчиковые игры

Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.

Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2010г.

5 декабря 2017 в 15:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.